Значение нравственных позиций и наличие качеств при. Характеристика нравственных качеств личности. Основные моральные качества личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Представление о терроризме Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения. Профилактика террористической деятельности 4. Заключение МБОУ Богородская гимназия г. Ногинска УЧИТЕЛЬ ОБЖ ФИНЯК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

3 слайд

Описание слайда:

Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме: Сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не повинных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления; Чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками; Радостное возбуждение от принятия новой роли в новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь.

4 слайд

Описание слайда:

Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростка на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту и взрослым можно уже никогда не стать. Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот кто решает стать террористом, навсегда лишает себя многого важного и ценного. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, есть только сообщники.

5 слайд

Описание слайда:

Следует запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых: стремление к познанию окружающего мира и себя в нём; любовь к своему Отечеству; уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа; формирование способностей к труду и самодисциплине; стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих; научиться жить в согласии с самим собой;

6 слайд

Описание слайда:

Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что: интересы личности состоят в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина; интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России; интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности.

7 слайд

Описание слайда:

Поскольку Россия является родиной для многих национальностей, важно любить культуру, ценить самобытность. Уважать обычаи других народов России, как своего собственного. Террористы и сепаратисты всех мастей своей преступной деятельностью хотят расколоть единство народов России, складывавшееся веками. Как подчёркивает Президент России: «Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения собственных, корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы – сильнее. Потому дружба и добрососедство сильнее зла и ненависти». В своём обращении к школьникам Президент России В.Путин сказал: «Современный человек – образованный, с уважением и интересам относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме – России. Нас более 140 миллионов. Мы очень разные… Мы…все вместе образуем единый многонациональный народ»

8 слайд

Описание слайда:

Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. Профилактика вовлечения в террористическую деятельность и формирование антитеррористического поведения личности тесно связана с вашей нравственностью. В словаре С.И.Ожегова: «Нравственность – правила поведения человека в обществе, а также выполнение этих правил»

9 слайд

Описание слайда:

ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ: чётко сформулированная цель в жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; стремление быть хозяином своей жизни; стремление получить от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости; развитие чувства самоуважения; регулярные занятия спортом в секции или во дворе; чувство оптимизма; отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению; формирование антитеррористического поведения;

10 слайд

Описание слайда:

Основные качества, которые делают человека более защищённым от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления: ответственность, т.е. вы отвечаете за своих братьев, сестёр, своих друзей; исполнительность, т.е. вы способны исполнить всё, что обещали своим родителям и друзьям; сила воли, которая проявляется в убеждённости в том, что тебя никто не уговорит делать то, что запрещено законом. К принципам и нормам поведения относятся: твёрдое убеждение в том, что террористическая деятельность во всех видах её проявления является бесчеловечной и преступной; участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам благополучную жизнь, следовательно, она бессмысленна; любой участник террористической деятельности будет найден и понесёт заслуженное наказание знание правил безопасного поведения при угрозе террористического акта.

11 слайд

Описание слайда:

Природа наделила человека уникальными возможностями для благополучной жизнедеятельности. Его ораны и системы могут испытывать нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз больше, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых умений разумно распоряжаться возможностями здоровья на благо себе, семье. Не редко бывает, что человек ещё в школьные годы приобретает вредные привычки – пристрастие к курению, алкогольным напиткам, даже к наркотикам. наркомания – это трудно излечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества; наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило после первого употребления наркотического вещества; человек, предлагающий тебе наркотик, враг твоего здоровья.

12 слайд

Описание слайда:

Для профилактики террористической деятельности необходимо твёрдо сформировать ряд убеждений: терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России; любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации; террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание; любая террористическая деятельность губительна для её участников (террористов и их пособников), т.к. ставит их вне закона и мешает жить нормальной человеческой жизнью.

13 слайд

Описание слайда:

Для формирования антитеррористи-ческого поведения каждому из вас необходимо выработать определённые знания. Основные из них: знать организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации; знать о государственных мерах противодействия терроризму в Российской Федерации; Социальная зрелость человека определяется завершённым образованием, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью.

14 слайд

Описание слайда:

Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно вспомнить средства борьбы, предлагаемые основоположниками современного терроризма: “разрушения”, “яд, нож и веревка”, “создание максимального хаоса посредством отравляющего газа, ракет, а также поиск новых средств уничтожения” , “нож, винтовка и динамит”. Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XXI столетия. Домашнее задание § 6.2 стр. 155-167

Тема: Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения 7 класс
(урок-лекция)
Цель урока: рассмотреть значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Ход урока: 1.Организация класса. Приветствие. Проверка списочного состава класса. 2.Актуализация знаний. 3.Вводное слово учителя. Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что-то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, в которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом, начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии. Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день. И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность подпасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.
4.Новый материал Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:
сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;
чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;
радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту и взрослым можно уже никогда не стать.Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:
стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
любовь к своему Отечеству;
уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
формирование способностей к труду и самодисциплине;
стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
научиться жить в согласии с собой и окружающими;
формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:
интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. А манипулировать легче всего людьми, не имеющими убеждений и нравственной позиции.Человек создан для благополучной, счастливой и долголетней жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна и преступна, и, следовательно, безнравственна. Каждому из вас необходимо выработать такие правила, определяющие ваше поведение в обществе.Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам. К ним можно отнести:
чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
стремление быть хозяином своей жизни;
стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
развитие чувства самоуважения;
регулярные занятия спортом в секции или во дворе;
чувство оптимизма;
отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;
формирование антитеррористического поведения.
Профилактика вредных привычек
Если вы хотите прожить благополучную жизнь, ваша нравственная позиция непременно должна включать отрицательное отношение к употреблению наркотиков.
Природа наделила человека уникальными возможностями для благополучной жизнедеятельности. Его органы и системы могут испытывать нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз больше, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. К сожалению, нередко бывает, что человек ещё в школьные годы приобретает вредные привычки - пристрастие к курению, алкогольным напиткам и даже к наркотикам. В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления схожи с механизмами и последствиями употребления наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) при формировании наркозависимости. Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика.В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их приём и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно ряд функций организма, которые до приёма наркотиков обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом, начинают выполнять наркотики, что приводит к формированию зависимости от наркотика, потребностью в непрерывном его приёме.
Наркомания - это трудноизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.
Наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества.
Человек, предлагающий тебе наркотик, - враг твоего здоровья, так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.
Профилактика террористической деятельности
Для профилактики террористической деятельности необходимо твёрдо сформировать ряд убеждений:
терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
любая террористическая деятельность губительна для самих её участников (террористов и их пособников), так как ставит их вне закона и мешает жить нормальной человеческой жизнью.
Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.
Чтобы прожить полноценную и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого важно научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам мнимых ценностей и преступных идеалов терроризма.
Как формируется антитеррористическое поведение
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.
Необходимо отметить, что абсолютно безопасной жизнедеятельности человека не существует, а в настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного, техногенного и социального характера. В обществе возникает напряжённость в связи с угрозой терроризма и незаконным распространением наркотиков, снижается уровень защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. В то же время анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства. Культура безопасности жизнедеятельности - система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту общества от угроз и опасностей во всех сферах. Это одна из важных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности: научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая принятые в нём нормы и правила поведения. Реализуется это направление выработкой у себя глубокого убеждения в отрицательном отношении к антиобщественному поведению Проверьте себя. Какие жизненные позиции можно считать нравственными? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров. Какие направления по самовоспитанию и самообучению можно признать более эффективными для формирования антитеррористического поведения?
5.Рефлексия.
6.Итог урока. Дом. задание п 6.2, практикум
Практикум
Найдите в средствах массовой информации и Интернете (например, на сайте Национального антитеррористического комитета по адресу www.nak.fsb.ru) примеры работы антитеррористических органов и контртеррористических операций. Подготовьте небольшое сообщение.

Автономная некоммерческая образовательная организация

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области Щелковского района с.Душоново

План-конспект

урока ОБЖ в 10 классе

Тема урока: »

Учитель ОБЖ: Шумская А.Э.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Духовно-нравственное противодействие терроризму

Тип урока: урок- лекция.

Цель: сформировать убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть понятия: «нравственные позиции», «нравственное развитие»;

Познакомить учащихся с понятием «традицион-ные национальные ценности» ;

- познакомить обучающихся с основными качествами личности, необходимыми для формирования нравственных позиций;

Развивающие:

Развить способность применять полученные знания;

Развить умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательная:

Воспитать у учащихся понимание важности правильно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций;

Воспитание осознанного выбора антитеррористического поведения.

Оборудование: ноутбук для показа презентации, телевизионный экран.

Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму »

I этап . Организационный момент (психологический настрой на урок).

Здравствуйте,ребята! Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Слайд 1

«Духовно-нравственное противодействие терроризму »

II этап. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим об основных составляющих духовно-нравственного противодействия терроризму и значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Это особенно актуально в подростковом возрасте.

III этап . Выделение опорных знаний и умения.
Слайд 2

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.

Слайд 3

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Слайд 4

Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа стремится достичь провозглашённых ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.

Слайд 5

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Слайд 6

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы.

влечёт за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами;

провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

I V этап. Решение проблемного вопроса.

Как же происходит вовлечение в террористическую деятельность?
Слайд 8

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств.

К ним можно отнести:

Слайд 9

Отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

Слайд 10

Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;

Слайд 11

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Слайд 12

Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

Слайд 13

Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;

Слайд 14

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми по-средством их унижения;

Слайд 15

Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими;

Слайд 16

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами;

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия

Слайд 18

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса)

Слайд 19

Смысл подросткового кризиса заключается в борьбе за независимость и освобождение от опеки взрослых
Террористы- это не только «вооруженные до зубов» люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;

им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;

захочется показаться «молодцом», надежным человеком;

будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Слайд 20

Террористы часто используют в своих целях подростков и молодёжь, предлагая им своеобразную «взрослую» жизнь

Слайд 21

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов

Слайд 22

Террористы хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих.

Слайд 23

Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели
Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, подросток должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

Вопрос к учащимся : Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? Что для этого нужно?
Для формирования нравственных позиций каждому подростку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Давайте вместе разберем основные составляющие духовно-нравственной позиции человека.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Слайд 26

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

И, конечно, умение выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование традиционным национальным ценностям.

Слайд 27

К ним относятся:

любовь к России и своему народу, к своей малой родине;

служение Отечеству;

доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);

закон и правопорядок;

Слайд 28

разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

свобода личная и национальная.

V этап. Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений.

Вопрос-ответ

Ребята, в начале урока каждой паре были розданы вопросы. Через три минуты вы должны ответить, опираясь на информационный материал лекции.

1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу ми-ру и безопасности?

2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Ответы учеников.

V I этап. Обобщение и систематизация изученного

Сделаем выводы:

1) Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

2) Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

3) Для самопрофилактики вовлечения в террористическую дея-тельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрица-тельное отношение к любым видам террористической деятельности.

4) Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, не-обходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

V II этап Формирования домашнего задания

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повсе-дневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии тер-роризма?

Свой ответ оформите в виде краткого сообщения.

V III этап. Подведение итогов.

Может быть вы прочитали много книг, а может быть совсем мало. Но при этом вы уже успели стать автором и главным героем очень важной для себя книги - это книга вашей собственной жизни.

Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки ваших слов, поступков, дел и картинок происходящего с вами. Эта книга отличается от обычных книг знакомого вам вида тремя важными вещами: вы пишете ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от вашего желания, вы не можете переписать уже написанные строки и страницы.

Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не может изменить свое прошлое». Вот и вы в своей книге пишете все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут вам построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую жизнь.

Чтобы на новых страницах книги вашей жизни свет оттеснил тьму вы сами должны научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Благодарю вас за внимание!

Модуль IV Духовно-нравственные основы противодействия терроризму

План занятия:

  1. Введение
  2. Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность.
  3. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения
  4. Противостояние стрессовым факторам
  5. Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности
  6. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности индивида на формирование антитеррористического поведения
  7. Профилактика террористической деятельности

1. Введение

Цель занятия: сформировать у слушателей убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно - нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Изучаемые вопросы:

1. Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность.

2. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

3. Противодействие стрессовым факторам.

4. Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности.

5. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности индивида на формирование антитеррористического поведения.

6. Профилактика террористической деятельности.

Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность

Профилактика вовлечения молодежи в террористическую и религиозно-экстремистскую деятельность имеет целью формирование у молодежи стойких антиэкстремистских и антитеррористических установок.

С полной уверенностью можно утверждать, что в 2009 году, который объявлен Президентом России Д.А.Медведевым Годом молодежи , ряд мероприятий будет иметь целью формирование именно таких установок. В ожидании публикации плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодёжи необходимо вести профилактическую работу по следующим направлениям.

Увеличение уровня участия молодежи в управлении делами общества и государства на различных уровнях - общегосударственном, в субъектах Федерации, на муниципальном (в городах и других населенных пунктах) в форме молодежных общественных палат, парламентских ассамблей, молодежных комиссий и т.п. Необходимо активизировать работу по расширению взаимодействия органов власти с молодежными общественными объединениями.

В ряде регионов России достаточно широкое распространение получила практика деятельности молодежных организаций, участвующих в обеспечении охраны общественного правопорядка. Целесообразно привлечение данных молодежных объединений для обеспечения общественного порядка в учебных заведениях и на территории пребывания и досуга молодежи. Нет нужды специально оговаривать такой аспект этой деятельности, как участие в ней представителей различных этносов и конфессий.

Альтернативной формой участия в экстремистских молодежных организациях являются оборонно-спортивные клубы как форма военно-патриотического воспитания. В таких клубах станет формироваться общероссийский патриотизм, а также патриотизм «республиканский» и «городской», который будет охватывать молодежь разных национальностей и различного отношения к религии.

В молодежной среде необходимо целенаправленное формирование толерантного сознания - через ознакомление молодежи с культурой и традициями других народов, с представителями которых они сталкиваются у себя на родине или в большой России. Здесь большую положительную роль может сыграть преподавание курса «Мировые религии» (или «Религии народов России»), который знакомил бы молодежь со всем культурным разнообразием нашей Родины. Молодежь должна воспитываться, с одной стороны, как часть общероссийской гражданской нации, а с другой - как неотъемлемая составная часть своей национальности. Формирование и внедрение в социальную практику толерантных установок делает устойчивым поведение отдельных личностей и общественных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Требуется сформировать информационное пространство, способное обеспечить доступность для молодежи в получении информации о нормативно-правовой системе России в целом и в области противодействию экстремизму - в частности. Следует вести открытый диалог между правоохранительными органами и молодежной общественностью в вопросах предупреждения экстремизма. Требуется доводить до молодежной аудитории факты пресечения и наказания экстремистских проявлений и преступлений, от кого бы они ни исходили и на кого бы они ни были направлены.

В связи с тем, что экстремисты и террористы используют в пропаганде и агитации религиозную риторику и терминологию, эксплуатируя тем самым религиозную веру молодежи, не всегда достаточно образованную в религиозных вопросах, обратить особое внимание на разрушение искусственно устанавливаемой связи между экстремизмом и терроризмом и некоторыми исламскими понятиями и вероустановлениями, например, между самоубийственными террористическими актами и понятием «шахида». Террорист-самоубийца не является шахидом, и его удел - не Рай, куда попадают шахиды, а Ад, куда низвергаются самоубийцы и убийцы. (Обильный материал, опровергающий экстремистские интерпретации ислама содержится в книгах и статьях известного российского исламоведа Тауфика Ибрагима о толерантном исламе. Эти публикации рекомендуются к изучению и распространению.)

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения

Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?

Начнем с того, что изучение всех школьных предметов поможет учащимся в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Все школьные предметы направлены на познание логики окружающего нас мира, определение своего места в этом мире и нравственных ориентиров, т. е. определяют направление жизнедеятельности, способствующей гармоничному развитию нас и нашего общества по пути построения правового, демократического государства.

При этом ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Его изучение вооружит учащихся знаниями и умениями безопасного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и при угрозе террористического акта.

Но есть и другая опасность: попасть в сети террористической организации, стать исполнителем чьей-то злой воли. Террористы это не только вооруженные до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.

Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.

На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:

  1. что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;
  2. им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;
  3. захочется показаться «молодцом», надежным человеком;
  4. будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;

Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.

Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.

Книга, которую ты пишешь. (обращение педагога к воспитателю)

Может быть ты прочитал много книг, а может быть совсем мало. Но при этом ты уже успел стать автором и главным героем очень важной для тебя книги - это книга твоей собственной жизни. Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки твоих слов, поступков, дел и картинок происходящего с тобой. Эта книга отличается от обычных книг знакомого тебе вида тремя важными вещами: ты пишешь ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от твоего желания, ты не можешь переписать уже написанные строки и страницы. Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек на может изменить свое прошлое». Вот и ты в своей книге пишешь все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут тебе построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую:

  • Стремление к правде и справедливости
  • Любовь к отечеству
  • Забота о здоровье и жизни своей и окружающих
  • Уважение к традициям своего и других народов
  • Способность к труду и самодисциплине
  • Честность и достоинство
  • Миролюбие и доброжелательность

Ты сам можешь продлить этот список качеств, нужных тебе и окружающими несовместимых с темной стороной жизни, где зло разрушает жизни людей и целых государств.

Ты можешь стать сильнее:

Чтобы на новых страницах книги твоей жизни свет оттеснил тьму ты сам должен научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей - это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.

Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств. К ним можно отнести:

  • Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;
  • Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;
  • Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);
  • Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими.

Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.

В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.

Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.

Психологическая уравновешенность — это способность чело-века управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окру-жающими.

Начать воспитывать ее очень важно в вашем возрасте, когда ин-тенсивно формируются самосознание, способность к анализу окру-жающих явлений, растет интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональ-ной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без ви-димых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склон-ности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в лю-бой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно сме-лые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Результаты та-ких поступков зачастую кончаются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них — побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность — это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение.

Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность».

Самоуверенность — это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учетом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нем, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности — обучения. Необходимо постоянно выполнять домашнее задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растет. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт ввыполнении определенных работ — на дачном уча-стке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живет не в ладах с самим собой.

Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убежде-ний, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают не-удовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изме-нить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требу-ется также постоянная работа по самосовершенствованию, разви-тию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенство-вание, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посиль-ные задачи и добиваться их выполнения.

Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться ее выполнить до конца.

При ее выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уваже-ние к себе, к своему мнению.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологи-ческой уравновешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало слож-нее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьезная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научить-ся быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловаж-ное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окру-жающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружа-ющие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчеркивая их значительность. Во взаимо-отношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Вспомним Евангелие от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешен-ности — это умение преодолевать стресс.

Противостояние стрессовым факторам

Жизнь человека многообразна и насыщена различными собы-тиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определенное воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессо-выми факторам 1. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напря-жения — стресс.

Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — этонеизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого че-ловека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на различные события в собственной жизни.

В подростковом возрасте, когда интенсивно формируются такие каче-ства, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей актив-ной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принци-пы борьбы со стрессом

На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пы-таться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстре-мальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие про-цедуры помогают выйти из состояния сильно-го стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Научиться жить с собой в согласии

Научиться жить с собой в согласии - это значит: научиться управлять своим эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;

Формировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях;

Иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;

Не драматизировать неудачу, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

Развивать в себе чувство самоуважения, осознания того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

Воспринимать каждый день как маленькую жизнь;

Научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

Стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;

Постоянно совершенствуйте свой образ жизни, создавайте свою индивидуальную систему здорового образа жизни;

Выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курения табака.

Научиться строить взаимоотношение со взрослыми

Подростковый возраст относится к так называемым критиче-ским периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). При-чины возникновения, характер и значение подросткового кризиса пони-маются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опе-ки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц — в преодолении тяжестей.

Установлено, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:

Ломку старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

Кульминационную точку кризиса (как правило, в 13 лет);

с период формирования новых структур, построение новых отно-шений.

Психологи считают, что главным личностным изменением подрост-кового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового чувства взрослости.

Подростковый возраст включает в себя как бы два ряда процес-сов: биологическое созревание организма и социальное созревание подростка (образование, подготовка к профессиональной деятельно-сти, готовность создать семью). Процессы биологического и социаль-ного созревания человека идут далеко не синхронно. Социальное созревание по времени не тождественно физическому.

Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев завершением образования, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью. Все эти качества, требующие духовной и физической зрелости, высокого уровня самосознания и ответственности за свои решения и поступки, начинают формироваться в 12—13 лет и развиваются в процессе повседневной жизни при общении с родителями, со взрослыми, в первую очередь с педагогами в процессе обучения, и сверстниками.

Для социального созревания особое значение имеет семья и об-щение с родителями. Семейные условия, включая социальное поло-жение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудо-вой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения, организации досуга, умению воспитывать детей в семье.

В процессе ваших взаимоотношений с родителями часто возни-кают конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упре-ков, часто необоснованных. Отметим, что эти конфликты неизбежны и играют в процессе социального развития каждого взрослеющего человека определенную роль. Она выражается в приобретении опы-та выхода из конфликтных ситуаций, который пригодится во взрослой жизни.

Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в кон-фликтных ситуациях, которыми вы должны владеть. Это:

приспособление;

компромисс;

сотрудничество;

уклонение от конфликта;

соперничество.

Стратегия вашего поведения в конфликтной ситуации, возникающей при общении с родителями, прежде всего должна носить характер сотрудничества.

В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до крити-ческого состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе ряд качеств, таких как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.

Отметим, что умение слушать является критерием воспитанности че-ловека. Психологи считают, что многие люди не умеют слушать. Даже

когда человек не перебивает собеседника и смотрит на него, многие его слова пролетают мимо.

Существует ряд правил, характеризующих умение слушать. Вот некоторые из них:

  • старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника;
  • дайте собеседнику время высказаться;
  • избегайте поспешных выводов;
  • спокойнее реагируйте на высказывания;
  • не отвлекайтесь;
  • ищите истинный смысл сказанных слов;
  • следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
  • старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.

В заключение необходимо подчеркнуть, что ваши взаимоотно-шения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые сто-роны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определе-ние своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окру-жающими).

Научитесь строить взаимоотношения со своими сверстниками

Подростковый возраст — это период, когда потребность в об-щении со сверстниками становится одной из центральных потребно-стей. Идет переориентация вашего общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, равных вам по положению.

Общение со сверстниками является важным каналом информации, по нему вы узнаете многие вещи, которых по тем или иным причинам вам не сообщают взрослые.

Общение с ровесниками, групповые игры и тому подобное выра-батывают у вас необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаи-вать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и свое положение среди своих ровесников надо за-служить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходи-мых качеств, свойственных взрослому человеку.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками.

Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается время, проводимое вами среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.

В коллективе ваших сверстников могут замечаться постоянство отно-шений, симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влияния тех или иных лидеров. Каждому важно иметь уважение, признание това-рищей, быть не последним среди них, знать, что вас ценят, с вами счита-ются. Поэтому существенное влияние на ваше поведение начинают ока-зывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Вы не всегда можете самостоятельно найти удовлетворяющее вас место в кол-лективе. Один из вас не видит своих недостатков -, другой стесняется про-явить свои достоинства, третий не может поступиться нормами и прин-ципами, которые выработались при общении со взрослыми. Такие ситуа-ции могут приводить к возникновению конфликтов в среде сверстников.

Конфликт — это психологическое противоборство людей, имею-щих несовместимые интересы, это столкновение противоположно на-правленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек.

В основе любого конфликта лежит ситуация, вклю-чающая либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, жела-ний, влечений конфликтующих. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Проявляется конфликт из-за мелочи: неудачно сказанного слова, незначительного инцидента. Однако причина конфликта лежит в наличии серьезных противоречий, ждущих своего разрешения.

Чтобы преодолеть конфликтную ситуацию, надо постараться объ-ективно оценить ее и продумать план дальнейшего поведения.

Можно рассмотреть три подхода к разрешению конфликтной ситуации: «атака», «уход» и «компромисс». В случае атаки необходимо повернуться лицом к проблеме, проанализировать ее детально и определить эффективный ход действий. Например, встретиться с конфликтующей стороной, объясниться и предложить изменить поведе-ние на такое, которое вас устраивает. Если этот вариант не удался и в отношениях ничего не меняется, тогда

следует рассмотреть вариант ухода («бегства»). Необходимо порвать все отношения с такой группой сверстников.

Третий подход — компромисс. Он включает пересмотр между кон-фликтующими сторонами целей или средств их достижения. Уважаю-щие себя люди свободно идут на компромиссы, не считая, что это их унижает.

Однако принципиальные вопросы не терпят компромиссов. Если вы принципиально против хулиганства и вредных привычек, никаких компромиссов ни с «другом», ни с группой сверстников быть не может. И если они не хотят поменять своего поведения в этих вопросах, толь-ко твердое «нет!» или полный разрыв отношений может быть ответом.

Влияние индивидуальных особенностей личности на ее поведение. Формирование системы антитеррористического поведения личности также зависит от ее индивидуальных особенностей и, прежде всего, то врожденного качества такого как: тип темперамента. Включает в себя ряд направлений по самовоспитанию и самообучению, направленных на корректировку своих взглядов, жизненных ценностей и норм поведения. К таким направлениям стоит отнести:

  • Выработка твердого убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах ее проявления является бесчеловечной и преступной; а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам благополучную жизнь, следовательно она бессмысленна; любой участник террористической деятельности будет найден и понесет заслуженное наказание;
  • Постоянно вырабатывать у себя правила безопасного поведения при угрозе террористического акта для снижения вероятности стать жертвой теракта и минимизировать его отрицательные последствия, а также снизить чувство безысходности, неизбежности, страха перед террористами;
  • Формирования у себя современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и внутренней убежденности в необходимости соблюдения в повседневной жизни норм и правил здорового образа жизни, которые направлены на обеспечение вашего духовного, физического и социального благополучия и не имеют ничего общего с террористической деятельностью.

Тип темперамента

По темпераменту выделяют четыре типа людей: сангвиники, холерики,

меланхолики и флегматики.

Рассказать друзьям