Портал "дивное дивеево". История монастыря Макаровский иоанно богословский монастырь отец лука

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь расположен в поселке Макаровка. Населенный пункт удален от Саранска на пять километров.

История

Строительство храмового комплекса было начато в XVIII веке. Местом возведения стало имение Полянских - известных в то время помещиков. Первой в 1702 году была возведена церковь, освященная в честь Архангела Михаила, позже был построен храм и только в 1730 году закончилось строительство колокольни.

Вторая половина XVIII века ознаменована тем, что Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь существенно расширил свои границы. Здесь появились богадельни для мужчин и женщин, дом хозяев, хозяйственные помещения, двор для скота и целый парк с прудами. 1800-й стал годом строительства церкви в честь Знамения Богоматери.

В начале XX века Макаровский Иоанно-Богословский монастырь в некоторых местах был разрушен. Но вскоре, в 1969 году, все это было восстановлено. Учреждение монастыря произошло в 1994 году. Позже на его территории построили корпуса для проживания монахов и трапезную. Уже в 2010 году были сооружены 9 деревянных храмовых построек, центр для паломников в три этажа, несколько церквей и храм в честь Александра Невского.

Архитектура

Иоанно-Богословский Макаровский (Саранск) представляет собой памятник федерального значения. Сам комплекс сочетает в себе архитектурные направления XVII столетия, рациональные решения XVIII века и стиль барокко. Погост представляет собой полностью симметричный пятиугольник. В центре его возвышается Иоанно-Богословская церковь. Вокруг построены Знаменский храм и Архангельская церковь. Имеется звонница, а по углам расположены небольшие башенки.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь, точнее, основное его сооружение спроектировано как четверик с шатром и главкой. Можно утверждать, что это одно из самых старых сооружений в Мордовии. С внешней стороны монастырь имеет роскошное убранство. Его фасады выполнены из 9 разновидностей кирпича. Само убранство выполнено в стиле русского барокко.

Знаменит Макаровский Иоанно-Богословский монастырь тем, что в его стенах хранится самый точный список уникальной иконы Богомотареи «Неупиваемая Чаша», которая помогает всем избавиться от недуга пьянства и наркомании.

Сам комплекс располагается на Макаровском погосте. Здесь же имеется несколько источников с целебными водами. Территория монастыря достаточно просторна. Помимо основного собора, здесь построено много небольших церквей, гостиница и даже лагерь для детей. Это место иногда называют Макаровка. Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь является резиденцией Саранского и Мордовского митрополита.

Постройки на территории монастыря

Основным сооружением Макаровского погоста является Иоанно-Богословский собор. В 2011 году состоялась его реставрация и освящение. В храме находятся следующие святыни:

  • Мощи преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Частицы мощей местных почитаемых святых.

Также здесь располагается Знаменская церковь. Святыни:

  • Чудодейственная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша».
  • Икона «Знамение».

Храм Архангела Михаила нашел прибежище на территории погоста. Ближний скит состоит из храмов, освященных в честь Воскресения Христова, пр.Феодора Санаксарского, Сергия Радонежского, святых князя Владимира и княгини Ольги, Серафима Саровкого, афонской иконы Пресвятой Богородицы, святителя Гурия, архиепископа Казанского, Тверского епископа и праведного Феодора Ушакова.

Храмовые постройки Дальней пустыни представлены обителью святого Николая Чудотворца, храмом, освященным в честь Антония и Феодосия Печерских, церковью Александра Невского и храмом Модеста Иерусалимского.

Источник святого Николая

Расположенный на территории Иоанно-Богословского монастыря, источник знаменит на всю Мордовию. Источник берет свое начало от Свято-Никольской обители, построенной на возвышенности. Со всего Саранска сюда приезжает огромное количество людей за исцелением души и тела.

Вода в источнике насыщена ионами серебра и одухотворена молитвами монахов. В его водах омывался старец Феофан - настоятель Иоанно-Богословского монастыря. Все монахи взывали к Богу возле этого источника, тем самым освящая его.

Надвратная колокольня

Высота колокольни достигает 36 м. Состоит она из 4 ярусов, увенчана шатром - восьмигранником и луковицей. Фасад колокольни несколько упрощен, что говорит о том, что она была возведена в переходной период. При строительстве использовались элементы архитектуры XVII века, такие как поребрик, городки, шатер, полочки. Из элементов петровского барокко можно выделить наличники и сложные пилястры.

Для паломников

Иоанно-Богословский монастырь приглашает всех желающих ощутить святость и приблизиться к Господу. На его территории построена прекрасная гостиница на 100 человек. Отель расположен в живописном месте, в парковой зоне. Здание гостиницы построили относительно недавно. Имеются здесь номера и экономкласса, и более комфортабельные апартаменты.

Для семейных продуманы специальные двухкомнатные номера для тех, кто приехал с детьми. Инвалиды также могут комфортно разместиться в специализированных апартаментах на первом этаже. В гостинице есть домовая церковь Невского.

В гостинице имеется несколько трапезных, конференц-зал, прачечная.

Питаться паломники могут в монастырском буфете и в трапезных. Каждый вечер после богослужения паломников кормят бесплатно.

Служение людям

Также миссионерской деятельностью славится Макаровский Иоанно-Богословский монастырь. Отец Лука, - насельник монастыря, - регулярно проводит консультации в одном из роддомов Саранска. При центре открыт кабинет психологической и духовной помощи. Здесь помогают женщинам переживать все тяготы беременности, особенно если она протекает не слишком благополучно. Благодаря усилиям отца Луки многие женщины отказались от абортов и даже повернули свою жизнь в сторону Бога.

Монастырь поистине является уникальным духовным Его влияние на сознание людей невероятно велико. В его стенах ощущается особая благодать, ради которой и приезжают сюда многочисленные паломники.

В мужском Макаровском монастыре под Саранском не прекращаются чудеса на могиле старца и духовника Саранской епархии Феофана, а в миру Владимира Данькова. Здесь собираются толпы людей, чтобы попросить об исцелении или исполнении желания. Правда ли в обители происходит что-то необычное, выяснял корреспондент SmartNews.

Паломничества в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь на могилу старца Феофана не прекращаются ни на день. Люди приезжают за исцелением, просто помолиться, а иногда и за духовным советом. Говорят, старец, как и при жизни, никогда не отказывает никому, а исцеления происходят все чаще и чаще.


- Я сегодня приехала к батюшке Феофану, уже не сосчитать в который раз. Не хватает слов передать всю благодать и спокойствие, которое я получаю после приезда сюда. Старец очень добрым был при жизни, всех выслушивал, его всегда можно было увидеть в окружении людей, с большой пачкой поминальных записок. К нему же и сейчас приезжает множество самых разных людей. Мне он помогает и после смерти, вот недавно сын у меня в аварию попал, в больнице говорили, что шансов почти нет, а я ходила молилась и батюшку Феофана просила помочь… и он помог! Сын на поправку пошел, врачи говорят, такое редко бывает при таких тяжелых ранах. Но я уверена, что он будет здоров, ведь с нами помощь батюшки.

Марина Акимова, прихожанка Макаровского монастыря


История об исцеляющем старце началась очень давно. Родился отец Феофан в 1935 году, в Пензенской области, в деревне Орловка Башмаковского района. Обычная крестьянская семья для того времени: отец - коммунист, а мать была глубоко верующим человеком, что и старалась привить своим детям. Первым духовным наставником мальчика был старец Григорий, который укрепил веру в Бога и научил маленького Владимира носить крест. Однажды, уйдя за 30 км от дома, в храм в селе Башмаковка, Володя остался там работать алтарником на 20 лет. После ушел в село Каменный Брод и пробыл там 12 лет, а когда открылся Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь, ушел туда в число братии.

После того как он пробыл два года в Санаксарах, Владимира Данькова постригли в схиму с именем Феофан. После чего Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил Феофана в Чуфарово восстанавливать Свято-Троицкий монастырь, там-то и началась известность старца. Люди приходили понемногу, просили помощи. Но после восстановления монастыря отец Феофан перешел в 2004 году в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Теперь эту обитель знают не только в России, но и далеко за ее пределами. К батюшке как раньше, так и сейчас приезжают даже из Америки и Германии, не говоря о ближнем зарубежье.

Старец Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был и у отца Николая на острове Залит, ездил и к отцу Илию Оптинскому, встречался с отцом Иоанном из Псково-Печерского монастыря. За все годы проживания в монастыре Феофан являл собою высокий образ монашеского послушания, кротости, бесконечной любви к каждому, кто к нему приходил. Он всегда близко к сердцу принимал несчастья паломников и прихожан. Благодаря его духовнической деятельности его популярность простирается далеко за пределами Мордовии.

Старец лечил тысячи людей, а в октябре прошлого года помощь понадобилась ему самому. Болезнь напала на отца Феофана, но, несмотря на сильную боль, он продолжал вести прием людей, говорил, что при разговорах с паломниками у него появляются силы жить. Однако смерть себе он напророчил сам.


За несколько лет до смерти отца Феофана у нас с ним была беседа о людях, которые уходят из жизни на Пасху. Считается, что они попадают в царство Божие. Старец сказал, что он тоже умрет на Пасхальной неделе. Я очень испугалась тогда, ведь праздник был не за горами. Но он улыбнулся и сказал, что не в этом году.

Ольга Еремина, организатор паломнических поездок из Нижнего Новгорода


Многочисленные прихожане и паломники прибыли со всех концов России и ближнего зарубежья для участия в погребении после Пасхи 18 мая этого года. Отпевание схиархимандрита Феофана проходило в главном соборе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Погребен он на монастырском кладбище за Иоанно-Богословским собором. Сейчас панихиды и литии на могиле схиархимандрита Феофана (Данькова) совершаются ежедневно в 9:00 и 17:00, после чего люди остаются, целуют крест и просят каждый о своем.

Большое количество верующих из самых отдаленных уголков России говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!». Эти слова произносят при появлении долгожданного первенца, по возвращении мужа в семью, при отступлении тяжелой болезни, очень много жизненных рассказов и примеров о помощи и исцелении с помощью молитвы и посещения старца Феофана как при его жизни, так и после смерти. Сотни паломников каждый день едут на могилку к старцу. «Ведь как иначе, если уж и при жизни помогал, то на том свете словечко, может, и замолвит за нас», - говорят паломники.

Его можно поставить в один ряд с такими старцами как отец Николай (Гурьянов) с острова Залит, Иоанном (Крестьянкиным). Это подвижники, которыми сильна православная Русь. Отличительная черта Макаровского праведника то, что он имел нелицемерную любовь к своим чадам, был образцом истинного послушания.

Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, stolica-s.su


Однако любовь к ближним, чудеса при жизни и после смерти пока еще не дают старцу Феофану статус святого. Для этого должна пройти не одна процедура и большое количество времени. Но, возможно, у батюшки Феофана все еще впереди.

Как бы ни парадоксально это звучало, процедура действительно есть, чтобы избежать различной путаницы. Процесс признания святости может начаться только через несколько лет после смерти и при присутствии фактов помощи людям после смерти. Собирается не одно собрание среди епархии и все тщательно обдумывается.

Представитель пресс-службы Саранской епархии


Уже давно потерян счет чудесам, происходившим после молитвы старцу. С его помощью отступают самые тяжелые недуги. Чудеса после смерти стали не редкостью в Макаровском погосте, люди приходили и приходят на могилку к отцу Феофану раз за разом, помня его еще при жизни светлым и улыбчивым. Рассказы об этом кто-то передает из уст в уста, а кто-то выкладывает в интернет.

Конечно верить, либо нет это личное дело каждого, но факты чудесных исцелений и реальной помощи в трудных жизненных ситуациях старца Феофана многочисленны. Однажды я был на приеме у Феофана, и лично ощутил необыкновенное тепло и доброту, которая исходила от этого щуплого, седоволосого старичка. В условиях невыносимой жары он старался принять всех страждущих. На моей памяти в тот июльский день к нему приехало более 200 чел. Люди начали стекаться с раннего утра, примерно с 6-30. В итоге мы попали к нему только вечером в шестом часу.

Методика исцеления старца Феофана конечно специфична, не имеет научного обоснования и весьма болезненна. После того как он «массировал» тело своим тяжелым металлическим копием, у многих людей оставались долгоиграющие синяки на теле. Может быть все и алогично, но это своеобразный физический катарсис, который того стоил - моя проблема решилась, да, не сразу, по прошествии времени, но решилась. Я полагаю в этом есть и заслуга Феофана. Я лично видел лица сотен людей, паломников, преисполненных верой в исцеление и надеждой в светлое будущее. Вместе с тем я слышал реальные человеческие истории чудесных исцелений. Поэтому, Феофан действительно помогал людям, а слухи и сплетни про то, что это шарлатанство распускают сами шарлатаны, прохиндеи и аферисты. Ну есть еще те кто не верит, однако это их право…Царствие небесное старцу Феофану и вечная память…

Mordovian81, stolica-s.su


-Еще при жизни старец отговорил меня от аборта, глупой я тогда была, сама не знала, чего хочу. Но теперь я ему благодарна. Вот с работой только все худо у меня было, уже и не знала, на что надеяться, думала, что старца-то теперь нет, помочь некому, но к нему на могилу все же пришла. К кресту приклонилась, проговорила все. И знаете, после того как я вышла из монастыря, достала телефон посмотреть время, и тут он прям в руках у меня зазвонил, это с работы сообщили хорошую новость. Теперь пришла сказать спасибо за это старцу Феофану. Главное ведь не просить, а молиться с великим сокрушением и сердечной теплотой.

Галина Федорова, жительница города Саранск


Конечно, есть скептики, которые не верят в исцеления и исполнения желаний, но в этом случае даже сдержанно настроенные в отношении чудес специалисты стараются объяснить происходящее особым подвигом, который нес на себе старец Феофан.

Экспертное мнение. Эдуард Рогачев

Старчество - это особенное служение, которое бог дает только избранным. К их числу относится батюшка Феофан - духовник Макаровского монастыря. Еще в молодом возрасте он посвятил себя служению Богу. Старчество - это как подвиг, он во все времена почитался на Руси. Это дает особую силу. К сожалению, в наше время старчество стало крайне редким явлением.

К схиархимандриту Феофану (Данькову) в Макаровский монастырь под Саранском люди едут за духовным советом и исцелением.

Раннее утро. Свежесть, чистота. Тишина. Хрустит снежок под ногами - в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре в Саранске мы идем в синих сумерках к келье схиархимандрита Феофана (Данькова). В душе перед встречей со старцем - волнение, трепет, надежда. Найдем ли мы здесь то, что ищем? Исцеления души и тела, совета, утешения в скорбях.

Отец Феофан - духовник Макаровского монастыря, уже много лет служит молебен за болящих (отчитку от злых духов). Потом выслушивает страждущих, помазывает их освященным маслом и окропляет святой водой. За исцелением к нему давно уже потянулся поток людей - сначала в те места, где он служил раньше, а теперь в пригородную Макаровку летом ежедневно приезжает из разных городов по нескольку автобусов, да еще приходят местные - порой собирается до пятисот человек.

К нему иногда едут, как к любым врачам. Одна паломница ехала в Макаровский монастырь и спросила у таксиста: «А вы у отца Феофана бываете?» - «Конечно. Вот упал, что-то с рукой - скорей к батюшке полечиться».

Мы прибыли не в приемный день, по благословению, это дает надежду пообщаться с отцом Феофаном, ведь в свои приемные дни он окружен людьми. Подходим к его келье. Одна из нас читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Дверь отворяется, нас впускают. Правый угол центральной комнатки, она же и кухня, сплошь завешен иконами. Притягивают взгляд прекрасные портреты святых Страстотерпцев Царя Николая и Царицы Александры.

Седовласый батюшка благословляет каждую, и мы идем вместе с ним на полунощницу и Литургию в Михаило-Архангельскую церковь. Впереди нас бодро бежит монастырский кот.

В полутемном храме горят свечи. Пишем записки. Кроме нескольких священников, монахов и нашей маленькой группы никого нет. Некоторые из нашей группы сюда приехали не в первый раз, и монахиня за свечным ящиком встретила их как родных. Хорошо молиться в тишине полупустого монастырского храма, тихонько подпевая так замечательно звучащему мужскому хору.

К началу Литургии появилось еще несколько паломниц из Москвы. На чтении Евангелия и жития святого Парфения перед Причастием в углу храма послышались сдавленное рычание и хрип. «Бесноватая, она здесь живет», - просто пояснил кто-то. А где ей еще и быть, как не при храме. Любопытство заставило заглянуть за колонну. Женщина в длинной юбке и платке у стены усердно клала земные поклоны.

Как наполняется и умиротворяется душа на Литургии! Почему мы не ходим в храм на службы каждый день?

Хорошо молиться в монастыре, покойно. Это особый мир, кусочек неба на земле. Здесь утихает душевная боль, смягчаются скорби, залечиваются раны. Монастыри несут на себе отблеск божественной красоты, и Макаровский монастырь, иначе называемый еще Макаровским погостом, - не исключение. Это один из красивейших монастырей Святой Руси. Он стоит на высоком правом берегу Каменки. Главный храм в честь святого Апостола Иоанна Богослова - мощное сооружение, парящее в небе, господствует над местностью. Среди высоких деревьев стоят деревянные храмы, чем-то напоминая монастырь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. В храмах по очереди идут службы. По словам автора книги «Монастыри Мордовии» С.Б. Бахмустова, «неведомые мастера в бедной провинции создали кусочек Первопрестольной. Ни в Саранске, ни во всей Мордовии за все минувшие века не было сооружено ничего, что сравнялось бы в строгости, классичности, тонкости и красоте с Макаровским погостом».

На монастырской территории кругом - деревья, зелень летом, выложенные узорчатыми плитами дорожки, изящные беседки для отдыха, зеркальный монастырский пруд. Недалеко на высоком берегу построен Никольский скит. С дорожки вокруг храма в честь Святителя Николая сквозь крону деревьев открывается великолепный вид на домики на низком левом берегу реки, холмы, рощицы, дальние леса. Монастырь притягивает и соразмерностью, красотой усадебно-храмового ансамбля и благодатной молитвенной тишиной. Много трудов для восстановления сей дивной монашеской обители положил Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, он постоянно заботится о ней.

После службы отец Феофан предложил нам с ним помолиться. Обрадованные, мы быстро написали записочки, передали батюшке и встали на колени, как он велел, «кучно», тесно прижавшись друг к другу. Старец долго читал тихим голосом молитвы, несколько раз называя наши имена. Из глаз неудержимым потоком текли слезы, рядом тоже всхлипывали. Как хочется очиститься от «всякия скверны»!

Потом батюшка выслушал всех по очереди, ответил на вопросы, помазал и окропил больные места. Что он кому говорил, останется тайной. Но могу сказать, что на вопрос о посетившей скорби он утешает: «Многими скорбями мы должны войти в Царствие Божие».

Страх, который был перед встречей, ушел. Отец Феофан - простой, приветливый, доступный, от него исходит доброта. По крайней мере, таким он мне показался. Хотя известно, что некоторым он назначает епитимии, не очень распространенные в современной церковной практике. Если человек не выполняет положенное ему правило, то батюшка исполняет его сам, чем быстро устыжает ленивого.

Сейчас отец Феофан уже почти не лечит «копием». Сказываются возраст и боли в руке. Но для нас он сделал исключение… Не буду говорить с восклицательными знаками, но после этого почувствовала какое-то облегчение, легкость во всем теле.

Потом отец Феофан, хотя и был очень уставшим - он недавно перенес операцию - ответил на вопросы. Таков его характер: он не отказывает в просьбе ни одному человеку, даже если падает от усталости. В храм он идет сам, а после молебнов за болящих его иногда под руки ведут назад.

- Отец Феофан, благословите на интервью.

Благословляю. Но говорить я не умею.

- Тем не менее, расскажите о себе. Где вы родились, кто ваши родители, были ли они верующими?

Родился я в июне 1935 года в селе Орловка Пензенской губернии в крестьянской семье, в миру Владимир Федорович Даньков. Отец - коммунист, в Отечественную войну погиб на фронте. А мама была верующей. Воспитывала нас, детей, с детства в вере, водила меня маленького в церковь. Брат как-то все это недопонимал, а я был убежден, что Бог есть. И уже не мог жить безбожно.

Меня недолюбливали за это, смеялись, говорили, что я ненормальный, а мне это не нравилось, я скорбел, унывал, что все против меня. А это плохо, не надо унывать. Надо все терпеть. У нас был сосед - старец отец Григорий, который откуда-то пришел и поселился у соседки. Меня отец Григорий полюбил. Он укрепил мою веру, научил крест носить.

- Это ваш первый духовный наставник. Каким он был?

Отец Григорий был человеком очень духовным, все видел, каждого человека. К нему народ шел отовсюду. А потом стали его преследовать коммунисты-безбожники. Председатель колхоза вызвал его: «Ты чего там проповедуешь?». Отец Григорий зашел в правление, шапку снял. Они удивляются: «Дед, ты чего шапку снимаешь, в церкву, что ли, пришел?» - «А вон у вас правители на портретах без шапки, а вы все в шапках». Показывают ему на Ленина: «А это кто?» - «Да я не знаю, может, сам сатана». - «Поедешь в район!» Несколько раз так его возили. На телегу посадят и за тридцать километров старого человека повезут в район. Там его спрашивают: «Это говорил?» - «Говорил». - «А это говорил?» - «Говорил». Нашелся человек понимающий, сказал тем, кто его привез: «Если он так еще будет проповедовать, вы его хоть иголкой заколите, а ко мне больше не привозите». И повезли назад.

В селе коммунистам отец Григорий был как кость в горле. Решили выселить и его, и его хозяйку. Собрали собрание, клеветали на них, говорили-говорили, а одна встала и сказала: «Вы ее выгоняете, а у нее в семье двое головы положили - сын и муж погибли на фронте». Все замолчали и оставили их в покое.

Когда я подрос, пошел работать: пахал в колхозе, пас стадо, работал плотником. Ушел в армию. Там верующему человеку было нелегко, но Господь чудесным образом вывел меня оттуда. Когда я вернулся, пошел работать в церковь в селе Башмаково. Алтарником служил двадцать лет. В 1977 году в селе Журавки меня рукоположили в священника. Это было брежневское время. В церковь тогда не ходи, даже близко не подходи - работу потеряешь. Староста меня там преследовала за то, что я крестил людей. Я переживал.

Четыре года я там пробыл и на другой приход ушел, в село Каменный Брод. Там крести, венчай, сколько хочешь! Ко мне народ повалил! Я многих покрестил, повенчал, даже коммунисты иногда тайно крестились и венчались.

В Каменном Броде церковь небольшая, но знаменитая: Царь Иван Грозный ее строил, когда шел походом на Казань. Я понимаю так, что он великий Царь. Как он переживал, как он заботился о своем государстве! Пошел на казанцев и там освободил всех русских пленных и окрестил Казань. И сейчас там есть татары крещеные. Он Россию сделал сильным царством.

Когда я перешел служить в Каменный Брод, служащий там священник отец Никифор сказал людям: «Вон иеромонах Феодосий, теперь к нему обращайтесь». Отец Никифор проводил отчитку по требнику от злых духов. Но он стал старым, ослаб, ослеп и перепоручил это дело мне. Тогда я только принял монашество с именем Феодосий. По благословению нашего Епископа ездил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, и там старец архимандрит Кирилл (Павлов) меня благословил на монашество и дал на постриг свои мантию, клобук, ризу, ремень. Двенадцать лет я в этом храме в Каменном Броде прослужил.

Когда открылся Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь, я ушел туда в число братии. В то время туда пришел по благословению наместника монастыря архимандрита Варнавы ныне почивший схиархимандрит Питирим (Перегудов). Он говорил: «Матерь Божия меня благословила восстанавливать эту пустыньку». Отец Питирим был духовником Санаксарского монастыря, духовным отцом почившего схиигумена Иеронима и моим духовником. Мы с отцом Питиримом дружили давно. Он раньше служил в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Я ездил к нему в Почаев, и он возил меня в Киево-Печерскую Лавру. Когда при хрущевских гонениях на Церковь Лавру закрыли и всех монахов разогнали, отец Питирим уехал служить в Моршанск, я и туда к нему ездил. Хрущева сняли, Лавру открыли, и отец Питирим вернулся в Почаев.

Два года я пробыл в Санаксарах. Там меня постригли в схиму с именем Феофан.

А потом Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил меня в Чуфарово восстанавливать Свято-Троицкий монастырь. В советское время в том монастыре сделали лагерь ГУЛАГа и туда ссылали верующих. Особенно священства там много было. Их там мучили. Зимой в сарай загонят человек сто и закроют, через неделю вытаскивают трупы. Потом одно время там находилось училище. Мы - несколько священников и дьякон - приехали в Чуфарово Великим постом в феврале: холодно, снегу везде навалено, негде голову приклонить - монастырь весь разрушен, церковь смели с лица земли. Стали потихоньку монастырь восстанавливать. Я служил молебны в Саранске, пожертвования отдавал наместнику, он приобретал для монастыря кирпич, доски. Сделали церковь из бывшей пекарни, корпуса начали строить. Восстановили монастырь. Какая радость была! Сейчас там еще строят собор, какой был раньше.

После этого я перешел в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь.

- Отец Феофан, кто исцеляется на ваших молебнах?

Кто с верой приходит, тому подается здоровье.

- А много случаев исцелений?

Бывают. Одна женщина подошла: «Меня посылают на операцию». Помолились, я ее помазал святым маслом, окропил святой водой. Она потом приехала: «Я пошла к врачам, а мне сказали: «У тебя нет ничего».

- К вам приезжают толпы народа. Вас это утомляет?

Нет, мне хорошо, меня радует, что люди ищут исцеления и помощи у Господа, в Церкви.

- Отец Феофан, как часто надо причащаться?

Причащаться надо чаще, каждую неделю и на двунадесятые праздники. Я часто причащаюсь. Как приезжают ко мне полечиться, перед этим всегда причащаюсь. После Причастия высокое давление у меня приходит в норму. И после земных поклонов падает давление, хотя вроде должно быть наоборот.

Почему сейчас так много люди болеют? Сейчас многие люди мучаются, тяжко страдают от многих болезней долгие годы.

За грехи. Вступает он в брак - жену надо, детей не надо, делают аборты. Это грех, вопиющий к небу об отмщении за него. У нас почти все население в этом грехе повинно. В царской России женился - вот тебе жена, живут, заводят детей, и все вырастают способные, здоровые, богоугодные. А сейчас мужик женился и запил, ему ничего не надо, жена корми его. Может быть, десять процентов от всего населения живут порядочно, а может, и этого нет. Вступают в беззаконные сожительства, детей воспитывают безбожно, дети растут непослушные. В царской России, если во всем городе и разойдется, то только одна семья. А сейчас очень много разводятся. Когда нет веры в Бога, живи, как хочешь. Погрешим - и больше ничего. Погрешим и за это получаем. Должна быть крепкая Православная семья, без этого Россия погибнет.

Мы отвратились от Бога, пошли ложным путем и получаем наказание за это.

Сейчас мало богатых людей, которые помогают другим. Но есть порядочные бизнесмены, они работают честно, с Богом, и у них все получается. А кто работает нечестно, без веры, у него ничего не выходит. Ко мне один такой пришел: «Батюшка, я организовал предприятие, а меня выгнали». - «А ты Богу веруешь, в церковь ходишь?» - «Нет». Я знаю одного, у него ферма, закупил триста коров, обрабатывает десять тысяч гектаров земли, и у него все в порядке, коровы у него чистые. Он меня приглашает молебен отслужить, освятить, сам в церковь ходит. А в других хозяйствах, я посмотрел, коровы привязаны, по уши в навозе, во дворе темно. У меня душа болит за это.

- Отец Феофан, у вас в келье на видном месте висят портреты Царственных Мучеников.

Господь сподобил меня в монастыре на Ганиной Яме побыть, послужить там.

Господь нас карает за то, что произошло цареубийство. Почему Гитлер на нас восстал? Бог послал его как бич на Россию. Кто покаялся на фронте, кто омылся кровью - Господь их помиловал. Но один покаялся как правый разбойник, а другой поступил как левый, который злословил Спасителя: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк., 23,39). Тот и на фронте ничего не получил для своей души. Надо нам всем Царственным Страстотерпцам молиться. Тогда, Бог даст, Россия воссияет.

г. Саранск - г. Самара.

Старчество на Руси во все времена было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. Уходя в монастыри, затворы, скиты, чернецы продолжали молиться за весь мир. Особенно созревшие духом подвижники потом выходили к людям и по милости Божией исцеляли недуги, давали советы. В наше время старчество стало явлением очень редким. Господь по великой Своей милости избавляет нас от духовного сиротства и дает нам истинных пастырей. Когда благодать Божия почиет в сердце человеческом, люди ощущают особую радость возле такого человека, и общение с ним дает ощущение присутствия Божия, к такому человеку люди тянутся сами. Старчество — это действительно дар Божий, который Господь дает избранным — тому, кому благоволит Его сердце. К числу таких избранных и относится схиархимандрит Феофан(Даньков) – духовник Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря и Саранско- Мордовской епархии.

«Благослови, душе моя, Господа…»

Родился отец Феофан (в миру Даньков Владимир Федорович) на пензенской земле, в деревне Орловка Башмаковского района, в крестьянской семье. Отец - Федор Васильевич Даньков был «устроителем новой советской жизни», а мать - Мария Петровна — была женщиной глубоко верующей, что и старалась привить своим детям, которых в семье было четверо. Володя появился на свет 15 июня 1935 года. Отец Батюшки в первый год войны в январе 1941 года ушёл на фронт, а в марте на него пришла похоронка. Война была тяжким испытанием для всех и, особенно для вдов, оставшихся с кучей малых детишек на руках.

Владимир рос кротким, смиренным. В советской колхозной деревне нелегко было ему исповедовать Христа. Друзей у него не было. Как только появлялся на улице, детвора тыкала пальцем в него и, смеясь и дурачась, кричала:

— Поп идет!

А он, не злясь на них, старался поскорее пройти. Терпения ребенку было не занимать. Терпел все: холод, голод, раздетость, разутость, насмешки. В деревне была начальная школа. Мальчик обучился в ней основам грамоты, а дальше, в соседнюю деревню в семилетку ходить не стал – не во что было одеться и обуться.

— Сидел на печке голый, в одной рубашонке, — вспоминает он. — Жили в большой бедности, испытывали холод, голод.

Но даже и в эти невыносимо тяжкие времена, когда мерзлая выкопанная тайком на колхозном поле картошка была великим лакомством, Мария Петровна заставляла своих детей соблюдать пост. Ее неоднократно вызывали в сельсовет и устраивали разнос за то, что она морит детей голодом. Мать молчала, но дома от заповедей Божиих не отступала. За это Бог помиловал всю семью. Дети выросли здоровыми и все дожили до глубокой старости.

В то время по Божьему промыслу у соседки Даньковых поселился благодатный старец Григорий:

— Человек был великой духовной силы и веры, он проповедовал Христа, — рассказывает Батюшка. – К нему стекался весь народ, а колхозное начальство его презирало. Хозяйку заставляли выгнать его из дома, но она стояла на своем – будет жить у меня. Его преследовали, в район возили. Он заходил в управление, снимал шапку. Ему:

— Ты что шапку снял, в церковь, что ли пришел?

А он, показывая пальцем на портрет:

— А вон ваши вожди-то тоже без шапок сидят.

— А ты знаешь, кто это? – и тыкали в портрет Ленина.

— Не знаю, может сам сатана.

А они, ну ладно, мол, достал ты нас, завтра поедешь в район, в Башмаково, там тебе покажут. А в Башмаково опять:

— Ты это говорил?

— Говорил…

И батюшка смеется, как ребенок, радуясь мудрости и бесстрашию своего первого духовного наставника.

— Я так с ним и вырос, — говорит о.Феофан, — Он учил нас с мамкой правильно молиться, пост соблюдать. В праздники и выходные приходили к нему помолиться, с несколькими монашенками.

Когда Володя чуть подрос — в колхоз работать. Поставили его пахать на быках. Позднее он уехал на Урал, учился в ФЗУ на плотника, там и остался на несколько лет строить заводы.

— Как-то поехал к мамке в отпуск в Орловку и меня уже из дома призвали в армию. Попал я на Тихоокеанский флот, в береговую охрану.

За веру ему там тоже доставалось. На политзанятиях пытались вправить мозги отсталому малограмотному крестьянскому парню. Но невдомек было им, что этот худенький солдатик в православной вере был крепок, как камень. В полночь он незаметно выскальзывал из казармы, убегал в лес и молился. К концу службы Владимира посетили скорби и искушения, но Господь не оставлял его и вел по выбранному пути. Положили бойца Владимира Данькова в госпиталь. Случилось несчастье: в советской армии, в госпитале повесился солдатик. ЧП! Сразу из Москвы нагрянули генералы с проверкой. Пошли по палатам. Генерал глянул на тощенького посиневшего солдатика и сказал: «Комиссуйте, а то тоже повесится». «Вот так Господь помог мне выбраться оттуда», — заключает о. Феофан.

К Рождеству 1957 года вернулся Владимир домой, в страшные хрущевские времена, когда церковь гнали. Комиссованный солдатик стал пасти деревенское стадо коров. Попас немного и пошел в церковь, которая была в Башмаково, в 30 км от деревни.

— У ребят на уме одно: вино, кино да танцы. А я этого совсем не понимал. Как же без Бога жить можно? И с тех пор я от церкви не отлучался. Был церковным сторожем, научился читать, петь. В церковь ходили только бабушки, их власти не трогали. Люди в храм и священникам ничего не подавали. А я пойду за милостыней, чтобы подали дров или уголька истопить в храме печку, меня спрашивали, для кого, мол. Говорил, что для себя, и мне охотно давали, — вспоминает Батюшка.

Так проходило время в служении Богу, бесхитростных радостях, скорбях.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…»

Епископ Пензенский Мелхиседек (Лебедев) предложил ему рукополагаться, но понимал, что сделать это будет непросто. Владимиру по возрасту, и советским меркам, надо было «пахать» от зари до зари в колхозе. В Мордовии с рукоположением было попроще, поэтому его направили в с. Журавки Зубово-Полянского района. Рукоположили Владимира во иерея. Это важное событие произошло в 1977 году 17 марта на Крестопоклонной неделе. Приступил о. Владимир к службе в день памяти 40 севастийских мучеников.

И все бы было ничего, да староста в церкви оказалась настойчивая, любила, чтобы делалось по ее: не разрешала совершать крещения и венчания. А это Батюшке сильно не нравилось. Но терпение и на этот раз помогло ему. Конфликта не было.

В селе Каменный Брод состарился отец Никифор, которому помогал его слепенький сын Степан. Батюшка вскоре познакомился со Степаном, который приезжал в Журавки помолиться. Тот и предложил переехать в Каменный Брод. О. Владимир согласился. Пока наверху решали, тянули время.

— Я решил принять монашество, — рассказывает он. — Переговорил с Владыкой Серафимом (Тихоновым) и он благословил поехать в Троице-Сергиеву лавру, где я нашел о. Кирилла (Павлова), который тоже благословил меня и дал на постриг все свое: мантию, клобук, рясу.

Батюшка принял монашество с именем Феодосий в 1982 году. Родился новый земной ангел. Всё новое: и одежда, и имя… Через шесть лет о. Феодосий был возведен в сан игумена.

По приезде из Лавры епископ встретил известием о том, что решился вопрос о переводе его в Каменный Брод. А в Журавках спохватились, поехали к Владыке, просили вернуть полюбившегося всем о. Владимира. Прихожане отказывались принимать другого священника. Приезжал туда даже о. Иоанн (о. Иероним Санаксарский), и его не приняли.

— Они обо мне скорбели, что я и не рад был, что ушел. Но на новом месте мне повезло: крестить, венчать — без проблем, а мне только подавай, — с радостью вспоминает Батюшка тот период. — Однажды у меня 75 крестин и 18 венчаний было за одно воскресение. А обычно – более десяти таинств за день. Когда идет давление сверху, народ, наоборот, больше стремится к Богу. Придет этакий мужичок ко мне и просит о том, чтобы я его, коммуниста, покрестил тайно. Никто меня в советские времена не выдавал, но в районе все знали об этом. Начальники мне говорили, чтобы не крестил, а сами украдкой приезжали и крестились. А однажды пришел парторг… В конце разговора я принял у него исповедь, и вскоре тот повенчался со своей женой.

Церковь в Каменном Броду не закрывали. И прослужил в ней Батюшка десять лет. Паства его любила всем сердцем. Да и сам он этот период своей жизни вспоминает с большой сердечной радостью, хотя и тут ему пришлось нести тяжелый крест, о чем его предупредил еще в Лавре о. Кирилл (Павлов).

«Излию от Духа Моего на всяку плоть…»

С открытием Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в 1991 году о. Феодосий перешел в число братии, а в 1992 году был пострижен схиархимандритом Питиримом — бывшим насельником Свято-Успенской Почаевской лавры, которого знал еще по Тамбову, — в схиму с именем Феофан. Так Батюшка стал духовным чадом старца Питирима (отошедшего к Богу в 2010 году). Со всей России люди потоком потянулись в монастырь. Они чувствовали духовный голод, приезжали с одним: увидеть, услышать живого монаха. И Господь вознаграждал их. В Санаксарах они могли соприкоснуться с такими духоносными отцами, как Питирим, Иероним, Феофан, попросить у них совета, святых молитв, получить исцеление.

А Господь изливал Свои дары на подвижников. Со всех концов многострадальной России люди потянулись к о. Иерониму, который читал канон за болящих, помазывал их святым маслом, и люди исцелялись. А о. Феофан в это время ходил по мордовским селам с монахиней Параскевой, служа молебен о здравии болящих.

В 1995 году по благословлению епископа (ныне митрополита) Саранского и Мордовского Варсонофия перешел духовником во вновь открытый Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь, куда и хлынул поток болящих на отчитку и лечение.

Позднее схиигумена Феофана перевели в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Теперь наш монастырь знают не только в России, но и далеко за ее пределами. За помощью к батюшке приезжают даже из Америки и Германии, не говоря уже о ближнем зарубежье. Не было ни одного паломника здесь, который бы не отметил особую Божию благодать в Макаровском монастыре. Одна из женщин, объездившая все святые места в мире, коротко сказала:

— Можно больше в Иерусалим не ездить. Здесь для нас Святая Земля, Господь щедро изливает на монастырь и всех приезжающих Свою благодать.

О. Феофан возведен в сан схиархимандрита, и является не только духовником монастыря, но и всей епархии. На исповедь к нему едет все монашество и духовенство. Великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Как Господь приводит ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Своя, так дает Он и пастырей, на которых почивает Дух Святой. Благодать Божья врачует болезни пришедших, вразумляет, восполняет оскудевшие духом души. За их молитвы мы получаем благодать Святого Духа, и Господь дает нам всё для спасения души. Так говорил о духовниках великий подвижник Силуан Афонский.

Нужно ли говорить, насколько это великий, но одновременно тяжкий и скорбный крест - быть свидетелем перед Господом, пропуская через себя? человеческие грехи. По существу духовник берётся помочь душе дойти до Царствия Божия.

Батюшку, согбенного, сияющего доброй улыбкой, всегда можно увидеть окруженного множеством людей. В?его руках большая пачка поминальных записок, которые также растолканы по карманам, лежат в сумке, а в сердце — тысячи имён людей, за кого он молится. Однажды Батюшка в алтаре молился очень долго. Ворох записок, кажется, не уменьшался. После длительного стояния он распластался на записки и возопил:

— Господи! Помилуй, спаси, сохрани, пощади и исцели твоих рабов, имена которых я не успел помянуть. — И заплакал.

В 2010 году Батюшка служил на праздник Владимирской иконы Божией Матери. Вышел на проповедь, начал говорить о помощи Пресвятой Богородицы в годы войны:

— …Никогда в Москве не было лютого мороза. А когда немцы в 41-ом пошли на Москву, Богородица ударила по ним сильным холодом так, что многие из них замерзли в снегах под Москвой. И мы были спасены. И о чем не попросишь, Богородица во всем всегда помогает. Такая она, Наша Матушка, Заступница…

Голос его задрожал, и он затих. Я стояла недалеко от амвона и смотрела на Батюшку, по щекам которого лились слезы. В храме тоже многие плакали. Так проникновенно, с такой любовью о Царице Небесной, нашей Заступнице еще никто из отцов в монастыре не говорил.

Говорили мы с ним и о его духовных чадах, за которых Батюшка молится. Основная часть времени у Батюшки уходит на молитвы с земными поклонами. Люди иногда не понимают, почему они перестали болеть, почему им радостно, легко на душе. И как прозрение: «Батюшка Феофан помолился». Люди безоговорочно верят в молитвы старца. И часто перебарщивают. О чем только не просят?! Сами духовно потрудиться не хотят, отдадут записки Батюшке и ждут, когда у них все исправится в жизни к лучшему.

Измученные грехом, отчаявшиеся, унылые, потерявшие смысл и цель жизни, люди приезжают в Макаровский монастырь. И каждого, кто торопится к о. Феофану, он встречает с непременной любовью и лаской. Получить благословление у старца – большая радость для любого паломника. Какой нежностью светятся его глаза, когда подбегают совсем маленькие детки, сложив ручонки для благословления.

Его душа благоухает плодами любви, смирения, сострадания, милосердия. Кто знает тяжесть схимнического, старческого и духовнического креста, кто заглянет в монашеское сердце, кто исповедает ту скорбь, печаль, те раны, что принимает это сердце, и за себя и за всех? Один Господь.

«На недужныя руки возложат…»

В монастырь приезжают люди самые разные. И чтобы удержать их от падения в гибельную пропасть, старец наставляет на истинный путь, исповедует, отчитывает, лечит, дает епитимию для изглаживания тяжких грехов. И если человек не несет ее, тогда Батюшке приходится выполнять самому. Рассказываю об этом его чадам и паломникам, они потрясены. И великий стыд, и самоукорение охватывают их. Мысль о том, что старец за тебя кладет множество поклонов или читает покаянный канон, становится невыносимой.

Старец искренне уверен в том, кто богоугодно живет, того Господь слышит. А молиться надо с великим сокрушением и сердечной теплотой. Сколько притекает к нему людей! Ни разу он не показал, что кто-то не вовремя, что он нездоров, что он устал, что ему некогда. Ему можно открыть любой тайник души и всегда в ответ — только великодушие, милость, любовь.

Огромное количество людей собирается к нему на отчитку и лечение. Задолго до начала молебна они окружают бревенчатую келью старца в ближнем скиту и выстраиваются на всем расстоянии до храма, чтобы взять благословление, задать вопрос. И в какой-то момент по всему монастырю: «Старец вышел». И со всех концов — и старые, и малые бегут к нему с радостными лицами.

— Выхожу на отчитку, а в храме — все болящие, много бесноватых, — вздыхает Батюшка. — Что это значит? За грехи наши Господь подает нам скорбь, болезни. Но если болящий способен измениться, тогда и дело пойдет на поправку.

Перед началом молебна Батюшка обращается к собравшимся. Слушают его, затаив дыхание. И только иногда, пытаясь его прервать, бесы из людей кричат всякие гадости. Можно написать целую книгу с рассказами о множестве случаев чудесных исцелений. И не только православных, но и иноверных людей во вразумление им. Сегодня рассказ о самом Батюшке. В специальном разделе мы поведаем разные истории исцеления и опубликуем письма спасенных людей милостию Божией.

О. Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был у отца Николая (Гурьянова) на острове Залита, ножки ему лечил. Ездил к о. Илию Оптинскому, который исповедался у него. Встречался с о. Кириллом (Павловым), подарившим ему свое монашеское облачение. Общался с о. Иоанном (Крестьянкиным) из Псково-Печерского монастыря… Никому не дано знать, о чем говорили эти духоносные мужи. Ниточка преемственности старчества на Руси не оборвалась, несмотря на все лихолетье и гонения на Церковь. Тихий свет старчества осиял и наше труднейшее, смутное время, когда мир встал у черты гибели, подарив нам надежду на духовное выздоровление и спасение.

Всегда будем помнить, что такие богоугодные мужи идут вслед Христу, принимая с радостью клевету, ложь, поношения, что, к великому сожалению, происходит и в наше время. Враг не дремлет и всегда находит через кого очернить или оклеветать старца Феофана. Но исповедники с Креста не сходят, их снимают. Батюшка считает себя недостойным во всем. Когда заговорили о смирении, он очень жестко отозвался о себе, нет, мол, у меня истинного смирения.

Для многих православных людей схиархимандрит Феофан стал самым дорогим, родным человеком на Земле. И все они зовут его Батюшка Феофан. И по чувству искренней любви, уважения, почитания к нему в письмах обращение «Батюшка» пишут с заглавной буквы.

Жизнь духоносных отцов является сокровенной тайной. И знает ее полностью только Сам Господь. Мы живём со старцем в одном монастыре, встречаемся каждый день, исповедуемся ему, но его внутренняя жизнь остается сокровенной. Как писал апостол Павел: «Духовный [человек] судит о всём, а о нём судить никто не может» (1Кор.гл.2). Батюшка остается тем, кто стяжав дух мирен, спасает вокруг себя тысячи.

Текст подготовила монахиня Елисавета

Иоанно-Богословский Макаровский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, находящийся в Мордовии, в селе Макаровка, расположенном всего в пяти километрах от города Саранск. Уникальный архитектурный комплекс Иоанно-Богословского монастыря размещается на территории Макаровского Погоста. В культовый ансамбль входят храм Михаила Архангела, Иоанно-Богословский Собор, церковь Знамения Божией Матери, надвратная колокольня, ограда с двумя башнями. В Иоанно-Богословском соборе находится точный список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», излечивающий больных наркоманией и алкоголизмом. На территории Макаровского Погоста находятся два чудотворных источника.


Возникновение культового комплекса Иоанно-Богословского мужского монастыря историки относят к XVIII веку. Создателями являются помещики рода Полянских. Макаровский Погост назван по имени его основателя Макара Артьемьевича Полянского, который управлял при царе Петре I Казанским краем до 1700 года. Отойдя от дел государственных, он переехал в Саранск, расширил земли, доставшиеся от отца, и занялся строительством Иоанно-Богословского Собора , который впоследствии стал, так же, его храмом-усыпальницей. Макар Артьемьевич Полянский был человеком властным, настойчивым, упорным и жестким. Сам трудился не покладая рук и другим спуску не давал, например, не пропускал проезжавших, по его территории, пока те не отработают определенное время на строительстве храма.


Первым в культовом ансамбле Иоанно-Богословского Макаровского монастыря был построен храм Михаила Архангела в 1702 году. Через два года засверкали всеми цветами радуги купола Иоанно-Богословского Собора. В 1730 году достроены надвратная колокольня и ограда с двумя башнями, строительство которых продолжалось десять лет. В начале XIX века был построен храм иконы Знамения Божьей Матери . Учреждение Иоанно-Богословского монастыря состоялось в 1994 году. Макаровский Погост в настоящее время представляет собой не только культовый комплекс, но и великолепный памятник русского строительства, на территории которого, кроме храмов, находятся богадельни, флигели, риги, мосты, пруды и парк.


Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , была явлена одержимому страстью пьянства крестьянину во сне в 1878 году. Этот крестьянин пропивал все, что у него, было, дошел до состояния нищеты и потерял способность ходить. Во сне к нему явился старец и приказал идти в монастырь Владычицы Богородицы. После первого явления старца крестьянин не послушался его. Тогда старец явился ему еще в двух снах и был уже более грозен. Начал крестьянин свой путь на четвереньках, а подошел к монастырю, уже опираясь на палку. В монастыре не понимали, о какой иконе идет речь, но, в конце концов, нашли ее в одном проходе. После молебна крестьянин вернулся домой абсолютно здоровым человеком. Позднее чудотворная икона была передана в Покровский храм Высоцкого монастыря, а в Иоанно-Богословском соборе хранится точный ее список.


Фотографии Иоанно-Богословского Макаровского монастыря



Рассказать друзьям